ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[1]А-1396/2021 от 15.09.2021 Бугурусланского районного суда (Оренбургская область)

адм.д. № 2(1)а-1396/2021

Решение

Именем Российской Федерации

15 сентября 2021 года г. Бугуруслан

Бугурусланский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего Макуровой М.Н.,

при секретаре Башкевич Е.И.,

с участием помощника Бугурусланского межрайонного прокурора Ивановой С.В.,

представителя административного истца ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства внутренних дел России по Оренбургской области к администрации муниципального образования «Бугурусланский район» Оренбургской области об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

УМВД России по Оренбургской области обратилось в суд с административным иском к администрации указывая на то, что постановлением Администрации муниципального образования Бугурусланский район Оренбургской области от 30 апреля 2019 г. № 232-п утверждено Положение о комиссии по проведению Всероссийской переписи населения на территории муниципального образования Бугурусланский район, утвержден Состав комиссии по проведению Всероссийской переписи населения.

В преамбуле Постановления указано, что оно издано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения»», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 1185 «Об образовании Комиссии Правительства Российской Федерации по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года», постановлением Правительства Оренбургской области от 10 апреля 2019 г. № 217-п «О комиссии Оренбургской области по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года».

Абзацем 18 пункта 4 Положения установлено, что комиссия для решения возложенных на нее задач осуществляет функции по рассмотрению предложений по вопросам представления в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения» административных данных о лицах, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания подразделениями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.

Считает, что указанные положения Постановления противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: Федеральному закону от 25.01.2002 № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения», Федеральному закону от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Закону РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральному закону от 27.06.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Правилам формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.01.2015 № 4, постановлению Правительства РФ от 29 сентября 2017г. № 1185 «Об образовании Комиссии Правительства Российской Федерации по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года».

Таким образом, комиссия по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года на территории муниципального образования Бугурусланский район является координационным коллегиальным органом и не отнесена законодательством к числу субъектов, уполномоченных обрабатывать информацию, содержащую персональные данные, а равно к числу субъектов, уполномоченных принимать решения о ее передаче.

Просили признать не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - Федеральному закону от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения», Закону РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Правилам формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 г. № 4, постановлению Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 года № 1608 «Об организации Всероссийской переписи населения 2020 года» и не действующими в соответствующей части со дня вступления в законную силу судебного постановления по настоящему делу: абзац 18 пункта 4 Положения о комиссии по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года на территории муниципального образования Бугурусланский район Оренбургской области, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования Бугурусланский район Оренбургской области от 30 апреля 2019 г. № 232-п, в части установления полномочия указанной комиссии по рассмотрению предложений по вопросам представления в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения» административных данных о лицах, зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания подразделениями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности от 12 января 2021 года, административный иск поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился о времени и месте его рассмотрения извещен надлежащим образом. На основании ч.5 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав объяснения представителя истца, заключение прокурора Ивановой С.В., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд могут обратиться прокурор в пределах своей компетенции, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

На основании части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как усматривается из материалов дела, 30 апреля 2019 принято постановление администрации Бугурусланского района Оренбургской области № 232-п «О комиссии Бугурусланского района Оренбургской области по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года», которым создана комиссия Бугурусланского района Оренбургской области по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года в составе согласно приложению 1 к данному постановлению, а также утверждено положение о комиссии согласно приложению № 2.

В состав комиссии включен начальник межмуниципального отдела МВД России «Бугурусланский» ФИО1 (по согласованию).

Согласно абз. 18 пункта 4 Положения о комиссии Бугурусланского района Оренбургской области по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года, комиссия для решения возложенных на нее задач осуществляет функции по рассмотрению предложений администрации Бугурусланского района и администраций сельсоветов, входящих в состав Бугурусланского района по вопросам представления в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения» административных данных о лицах, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания подразделениями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с преамбулой постановления № 232-п от 30 апреля 2019 года, оно издано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения»», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 1185 «Об образовании Комиссии Правительства Российской Федерации по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года», постановлением Правительства Оренбургской области от 10 апреля 2019 г. № 217-п «О комиссии Оренбургской области по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года».

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения» координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения может быть возложена на специальный орган (комиссию), создаваемый в этих целях Правительством Российской Федерации. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 29 сентября 2017 г. № 1185 «Об образовании Комиссии Правительства Российской Федерации по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года» органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано создать комиссии субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года.

В силу пункта 1 Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года, утвержденного указанным постановлением, Комиссия Правительства Российской Федерации по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года. Комиссия образуется в соответствии с Федеральным законом «О Всероссийской переписи населения».

При этом полномочия по рассмотрению предложений по вопросам представления в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения» административных данных о лицах, зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания подразделениями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на Комиссию не возложены.

Частью 3 статьи 6 Федерального закона от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения» предусмотрено, что сбор сведений о населении осуществляется путем опроса населения и заполнения переписных листов при обходе жилых и иных помещений, в которых проживают (пребывают) опрашиваемые лица. Сбор указанных сведений также может осуществляться либо с использованием средств связи, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть "Интернет", либо в специальных помещениях, предоставляемых для этих целей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 статьи 5 настоящего Федерального закона.

В целях обеспечения полноты сбора сведений о всех членах домохозяйства в случае их отсутствия в период, в течение которого проводится перепись населения, или отказа сообщить сведения о себе сбор сведений о поле и возрасте (дате рождения) этих лиц может быть осуществлен путем их получения на основании административных данных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом указанный порядок в настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен.

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» под административными данными понимаются используемая при формировании официальной статистической информации документированная информация, получаемая федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством Российской Федерации.

Пункт 4 статьи 2 вышеназванного Федерального закона устанавливает, что субъектами официального статистического учета являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета. Так, приказом Росстата от 15 сентября 2020 г. № 545 утверждена ежемесячная форма федерального статистического наблюдения № 1-ПРИБ «Сведения о прибывших гражданах Российской Федерации», которая заполняется территориальными органами МВД России на региональном уровне и содержит сведения о гражданах Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания.

Согласно пункту 8 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 620, административные данные предоставляются субъектам официального статистического учета для формирования ими официальной статистической информации респондентами - федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными организациями и иными организациями, осуществляющими разрешительные, регистрационные, контрольно-надзорные и другие административные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административные данные предоставляются респондентами субъектам официального статистического учета в виде документированной информации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к документированию и содержанию информации в связи с исполнением соответствующих административных функций.

Перечень административных данных или документов, содержащих эти данные, необходимых для формирования официальной статистической информации, способ и сроки их предоставления указываются в письменном запросе субъекта официального статистического учета или в соглашении об информационном взаимодействии субъекта официального статистического учета и респондента, получающего административные данные (пункт 9 Положения).

Пунктом 9 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» определено, что обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных.

Частью 1 статьи 17 Закона о полиции установлено, что полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Внесению в банки данных подлежит информация также о лицах - гражданах Российской Федерации, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 24 части 3 статьи 17 Закона о полиции).

Согласно частей 4 и 5 статьи 17 Закона о полиции полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках, данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий Информация, содержащаяся в банках, данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Одновременно, в соответствии со статьей 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом МВД России при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается.

Информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти и органам местного самоуправления в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Случаи, при которых допускается обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных, определены пунктами 2 - 11 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» допускается обработка персональных данных для осуществления и выполнения, возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

Аналогичные положения содержатся и в Правилах формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 г. № 4, согласно пункту 9 которых содержащаяся в соответствующей базе данных информация предоставляется заинтересованным органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании запросов, поданных в электронном виде и (или) на бумажных носителях. Пунктом 15 того же документа предусмотрено, что оператор (МВД России) обеспечивает круглосуточный непрерывный автоматизированный доступ к информации в электронной форме, в том числе с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, для федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, а также организаций, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ) на предоставление таких услуг, в случае, если право на получение этой информации предусмотрено законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации.

Анализируя приведенное законодательство, суд приходит к выводу, что комиссия Бугурусланского района Оренбургской области по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года является координационным коллегиальным органом и не отнесена законодательством к числу субъектов, уполномоченных обрабатывать информацию, содержащую персональные данные, а равно к числу субъектов, уполномоченных принимать решения о ее передаче.

Вместе с тем, администрация муниципального образования Бугурусланский район Оренбургской области, осуществляя нормативное правовое регулирование по вопросу создания комиссии муниципального образования, определения ее состава и функций, в нарушение действующего законодательства регламентировало полномочия должностных лиц федерального органа внутренних дел, наделив сотрудников полиции полномочиями, которые им не предоставлены федеральным законодательством.

Согласно п. 1 ч.2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая во внимание, что при рассмотрении административного дела нашел свое подтверждение тот факт, что постановление администрации Бугурусланского района Оренбургской области № 232-п от 30 апреля 2019 года «О комиссии Бугурусланского района Оренбургской области по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года», в оспариваемой административным истцом части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: Федеральному закону от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения», Закону РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Правилам формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 г. № 4, постановлению Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 года № 1608 «Об организации Всероссийской переписи населения 2020 года», заявленные административным истцом требования суд считает необходимым удовлетворить.

В соответствии с п.1 ч.4 ст.215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших.

При этом, исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце третьем пункта 38 постановления от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд считает правильным признать указанные абзацы названного нормативного правового акта в изложенной части недействующими с момента вступления в законную силу судебного решения.

В силу указания п. 2 ч.4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования «Бугурусланский район» Оренбургской области.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Управления Министерства внутренних дел России по Оренбургской области к администрации муниципального образования «Бугурусланский район» Оренбургской области об оспаривании нормативного правового акта – удовлетворить в полном объеме.

Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац 18 пункта 4 Положения о комиссии Бугурусланского района Оренбургской области по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Бугурусланский район Оренбургской области от 30 апреля 2019 № 232-п, в части установления полномочия указанной комиссии по рассмотрению предложений по вопросам представления в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения» административных данных о лицах, зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания подразделениями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.

Сообщение о принятии судом решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования «Бугурусланский район» Оренбургской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья М.Н.Макурова

Текст мотивированного решения изготовлен 16 сентября 2021 года.